Вышивка «цветная перевить» - особый вид строчевой вышивки, выполняемой цветными нитками.
Вышивание «цветной перевитью» распространено в основном в Среднерусской полосе, в областях Калужской, Рязанской, Смоленской и Тульской.
Эта вышивка относится к ажурным счётным швам. Выполняется по сетке, т.е. по продёрнутому полотну в двух направлениях: по утку и по основе. Для образования сетки выдёргиваются две нити и оставляются три.
Смоленская область – центр, где сходятся истоки трех крупнейших рек великой русской равнины Днепра, Западной Двины и Волги, даже в древние времена, являлась местом продвижения многих племён и народов, частью тут же оседавших, частью проходивших дальше, но всё же оставлявших здесь нечто «своё», самобытное.
Всё влияние, как в позднюю, так и в раннюю пору распределилось по всей площади губернии не равномерно.
Основные элементы, послужившие материалом для всей местной культуры, мы находим: в географической номенклатуре; в языке и археологических объектах, добытых из городищ, курганов и в местном народном искусстве, особенно, в той его отрасли, которая в народном говоре носит название «украс», т.е. украшения или орнамент, каковой является наиболее устойчивой формой образного искусства, передающегося из поколения в поколение и лишь скупо воспринимающего в себя позднейшие влияния.
Большую художественную ценность представляет народная вышивка. Отличается она гармоничностью узора, своеобразием растительного и геометрического орнамента и разнообразием приемов исполнения.
Вышивка «цветная перевить» - особый вид строчевой вышивки, выполняемой цветными нитками.
Вышивание «цветной перевитью» распространено в основном в Среднерусской полосе, в областях Калужской, Рязанской, Смоленской и Тульской.
Эта вышивка относится к ажурным счётным швам. Выполняется по сетке, т.е. по продёрнутому полотну в двух направлениях: по утку и по основе. Для образования сетки выдёргиваются две нити и оставляются три.
Полученная сетка заполняется рисунком уже в пяльцах. В старинных изделиях чаще всего вышивка в два цвета: светлый фон, сплошь застилающий сетку, и вокруг прозрачная перевить, решётка, образующая чёткий яркий орнамент, преимущественно в красных тонах. Светлый фон, образуя свой орнаментальный узор, застилается по клеткам утки и основы разными способами: настилом, штопкой, стланью, заполнением фона диагональными рядами воздушных петель.
Изделия, вышитые «цветной перевитью», украшают и другими видами швов: «набором», «росписью», «гладью» и «крестиком».
Смоленская вышивка отличается ярко-жёлтым, огненным колоритом и встречается на поликах женских рубах, подзорах, концах полотенец, на нарядных фартуках, салфетках.
Старинная вышивка «цветная перевить» выполненная на крестьянской одежде, была собрана Е.Н. Клетновой в конце XIX – начале XX веков в Вяземском и частично Духовщинском уездах Смоленской губернии, и имела два цвета: светлый фон, застилающий сетку, а вокруг прозрачная перевить, образующая чёткий яркий орнамент, преимущественно в красных тонах.
Это подробно описывается в ее статье «Символика народных украс Смоленского края».
Исследование Е.Н. Клетновой, основанное на подлинном материале является единственным и весьма актуальным и в наше время.
Одна из частей исследования посвящена представлению орнаментальных знаков, их разнообразию, вариантности, их систематизации.
В настоящее время выполняют перевить не только вручную, но и машинной вышивкой. Примером могут служить изделия Смоленской фабрики художественной вышивки, пользующиеся широкой популярностью.
В.В. Стасов говорил, что в вышивках и тканье по холсту уцелели самые многочисленные, самые оригинальные и самые характерные остатки национального русского художества1.
1. Стасов В. В., 1894. Т. II. С. 187.