На границе между Смоленской и Тверской областями, в деревнях Добрино, Колпиты и Котово распространена особая традиция исполнения песенных и плясовых наигрышей на гармони.
Носителем традиции - Михаилом Леонидовичем Сорочинским показана простая игра (в отношении сохранения особенностей старинной игры – «как раньше играли»). Этот гармонист владеет мастерством самого разнообразного инструментального воплощения песенных наигрышей и народно-танцевальных образов.
Выразительность и самобытность переборов сольных песенных наигрышей связана с местным песенным и хореографическим искусством.
В приемах мелодического развития, в выразительной смене штрихов наигрышей ощущается преемственность инструментально-мелодической орнаментации от пастушеских «разливов» и речитативно-распевных трубных «сигналов». «Распевность» и «речитативность» придают инструментальным произведениям большую рельефность формы, и эти приемы оправданы.
По словам гармониста (Михаила Леонидовича Сорочинского):
«Учился больше от дядьки Петра Кузьмича и отца Леонида Кузьмича, да своя охота была».
«Как у нас играли, так и играю: «Завидовку», «Цыганочку», «Барыню», «Кокетку», «Частую» играли – идут да припевают, а ещё «Расходная» была, когда с вечяринки шли».
На протяжении более двухсот лет гармоника является одним из любимых музыкальных инструментов русского народа.
Начало её широкого распространения в России относится ко второй половине 60-х годов XIX в.
В конце 1860-х годов крестьянин Троицкой волости Вятской губернии Иван Шишкин начал изготавливать гармонику «Вятку», научившись этому искусству у орловских крестьян.
Гармонь «Ливенка», вытесняемая новыми гармониками, успела «передать» свои национальные особенности «Вятке», а та – «Хромке». Подобно этому строй сибирской гармоники усвоил звукоряды смоленской «Немки» и «Елецкой», соответствующие дорийскому ладу, а также «Вятки», соответствующий ладу миксолидийскому.
Способ звукоизвлечения на «вятке» (один и тот же звук при сжиме и разжиме) в районах распространения этой гармони препятствовал популярности «венской двухрядки». Такое положение продолжалось фактически до 30-х гг. XX в. (например, в Калининской области).
Широкое распространение «вятки» предшествовало быстрому освоению «хромки». Таким образом, единый принцип звукоизвлечения на «диатонических» гармониках и гармониках усовершенствованного типа позволяет без особого труда сельским гармонистам перенимать приемы игры и наигрыши своих отцов.
Преемственность развития русских народных музыкальных инструментов благотворно отразилась на развитии национального стиля искусства.
Музыкальная практика, богатая песенно-инструментальными традициями, способствовала выдвижению и популярности во многих районах России различных типов диатонических гармоник в первое десятилетие после начала их кустарного производства в Тульской области (1820 г. – начало кустарного производства гармоник в Тульской области).
Появление более совершенных музыкальных инструментов было связано с проникновением в репертуар гармонистов городских песен, произведений русских и западных композиторов.
Непрерывно и повсеместно гармонисты создают свои переборы.
Неистощимая мелодическая изобретательность, хорошее ощущение распевности, круговое мелодическое варьирование, творческое осмысление бас-аккордового комплекса, умелое использование регистров и всех технических возможностей инструмента – всё это типичные черты исполнительских песенных традиций сельских гармонистов – солистов, таких как смоленский умелец - Михаил Леонидович Сорочúнский.
Михаил Леонидович Сорочинский - житель деревни Добрино Духовщинского р-на Смоленской области, гармонист, который владеет мастерством самого разнообразного инструментального воплощения песенных наигрышей и народно-танцевальных образов, а самобытность и выразительность его игры тесно связана с песенными и хореографическими традициями Тверской (Калининской) и Смоленской областей.
Михаил Леонидович – носитель традиции «простой игры» (как играли раньше). Его богатый опыт наполнен многолетней семейной традицией игры на гармони песенных и плясовых наигрышей.
Родился исполнитель в 1974 г. в деревне Колпиты Макаровского сельсовета Жарковского района Калининской области. С детства учился игре на гармони у отца и дяди.
Носителей традиции «простой игры», так называемых «сельских гармонистов», осталось не так много, и они свято чтут семейную традицию игры на гармонике.
Логика мелодического развития лучшей части наигрышей при всей самобытности «кудреватых» переборов солистов-гармонистов строго закономерна. Мелодическая и ритмическая разработка сопровождается устремлением мелодического варьирования к распеву в кульминационной части каждой строфы или в конце полустрофы. Скрытая полифония и полиритмика «резюмируется» здесь в форме своеобразного ритмического и полифонического «унисона».
В то же время, наряду с указанной свободой и слитностью отдельных частей наигрыша, ясно осознается их структурная и синтаксическая самостоятельность.
Вместе с распевностью в завершении частей наигрыша имеется тенденция к повторности мелодических фигур или отдельных мелодических оборотов, в которых как бы вызревает заключительная часть остинатного мелодического рисунка коды.