Народный костюм Ершичского района (ранее Ершичской волости Рославльского уезда Смоленской губернии) имеет свои локальные особенности. В силу географических и исторических факторов Ершичский район – один из самых «богатых» по сохраненности народного костюма в аутентичной среде среди других этнокультурных зон Смоленщины. Причиной «богатства» этнографического материала стала отдаленность края от городов и бедность народа, не позволявшая потреблять промышленные товары. Натуральное традиционное хозяйствование обусловило то, что технология и внешний вид народного (крестьянского) костюма сохранили консерватизм патриархальной первоосновы, традиционные приемы ткачества и декорирования. Основным компонентом, образующим комплекс крестьянской одежды Ершичского района является «андарак», но который по своему виду не похож на носимые юбки-андараки крестьянами других губерний (Орловской, Брянской, Рязанской и др.).
Самобытность ершичского андарачного комплекса определяют историко-этнические характеристики Поднепровья. Есть даже версия, что покрой андарака и его орнаментика уходят своими корнями к периоду существования пути «из варяг в греки». Искусствовед Л.С. Журавлева в «Этнографии Смоленщины» выстраивает гипотезу об исторических корнях данного вида народной одежды: «Весь облик андарака позволяет сделать вывод, что этот тип одежды на Смоленщине сложился под влиянием женской балто-скандинавской одежды, а укоренился он на Смоленщине благодаря скандинавским поселениям в Гнездове – том пункте, где проходил путь «из варяг в греки. […] В дохристианский период женщина поверх андарака набрасывала широкое покрывало или платок и скрепляла его на груди скорлупообразной фибулой, которая также встречается при раскопках в Гнездове. Меньшей фибулой крепили разрез на кабате» (Журавлева, 1997, с.29). Данная версия объясняет особенность ассиметричной застежки на кабате (жилете), пришиваемом к юбке-андараку. Такой ассиметричной застежки нет ни в женском северорусском (сарафанный комплекс), ни в южнорусском (поневный комплекс) костюме. На территории Смоленщины крестьянство так называемых «белорусских уездов» тщательно сохраняло данную архаичную деталь одежды предков. Однако, приталенность силуэта кабата могла возникнуть только во времена исторические. Польское «inderak» и немецкое «Unterrock» раскрывают возможности влияния кроя костюма западных стран XVI века на данный элемент одежды – лиф, пришиваемый к юбке.
Из-за изменения административно-территориальных границ в советское время ныне ареал андарачного костюмного комплекса определяется в Шумячском, Рославльском и Ершичском районах Смоленской области (некогда входящих в Рославльский уезд Смоленской губернии).
Ценность андарачного костюмного комплекса Ершичского края состоит, как в общем значении народного костюма, раскрывающего собой социокод, передающий посредством семиотической системы зашифрованную информацию из прошлого в будущее, так и в его локально-исторических особенностях, показывающих общность исторических судеб и единство славянских народов (русских, белорусов, украинцев, поляков, литовцев).
Архаичность сохраненного и по сей день в исследуемых деревнях Рухань, Литвиновка, Лужная аутентичного костюма бесспорна. Она доказывается в работах ряда исследователей: Л.Э. Калмыковой, Л.М. Козиковой, П.И. Кутенкова.
За более подробной информацией обращаться в ГБУК «Смоленский областной центр народного творчества».
г. Смоленск, ул. Бакунина, д.3
Телефон: +7 (4812) 38-55-03
E-mail: smolzentrnt@mail.ru