Смоленский областной центр народного творчества
Версия для слабовидящих

Музыкальная культура Смоленщины. Смоленская скрипка

В развитии русской музыкальной культуры инструментальная музыка Смоленщины сыграла большую роль 

Любимым инструментом в сёлах Смоленского края слыла  скрипка.

Она представляла и как сольный, и как ансамблевый инструмент. Музыканты деревни нередко по праздникам собирались в большой единый ансамбль. Об этой традиции, например, писалось в «Харьковских губернских ведомостях» 11 сентября 1889 года: «Велика … любовь смоленских крестьян к музыке; здесь нет, можно сказать, ни одной деревни, где бы не было одного или двух музыкантов, пиликающих на скрипке и готовых… из любви к искусству целый день работать на своем инструменте на потеху и утешение честной компании. На деревенских гулянках таких скрипачей и свирельщиков бывает обыкновенно по несколько человек, играющих довольно согласно несложные русские мотивы. Благодаря этой любви к музыке, создалось в губернии за последнее время скрипичное производство как кустарный промысел. Кроме скрипок, в губернии приготовляют также свирели – деревянные трубочки, музыка которых отличается приятным тембром».

Скрипка в течение столетий была наиболее универсальным и популярным инструментом в народно-музыкальном быту Смоленской области. Без нее не обходился ни один народный или семейный праздник. На праздниках, гуляньях, посиделках, на танцах скрипка – первая музыка, а уж потом гитара, балалайка, гармонь.

Центром кустарного производства скрипок были деревни Корюзино и Масолова Гора в 15-17 км. от Смоленска. В этих деревнях скрипичные мастера были в каждом доме (все они были и музыкантами). Скрипки изготовлялись по расчетам, которые, к сожалению, не сохранились. Известно лишь, что отчетливые приметы своего сородича – гудка, несут на себе детские скрипки, те которые делали сами себе ребята, желавшие выучиться на скрипке. Самые простые – из лучинки, с четырьмя натянутыми вместо струн конскими волосиками. Более сложные – скрипки-«долбанки» из березового полена. Технология их изготовления в точности совпадает с тем способом, каким делались гудки, найденные при раскопках в Новгороде в слоях XII века. Полено сначала долбят, вынимая из него древесину, потом готовый корпус сверху накрывают дощечкой с прорезями – верхней декой, натягивают струны и скрипка готова. Смычок – упругая, выгнутая «луком» палочка, стянутая вместо тетивы пучком конских волос, выдранных из хвоста кобылы. А на струны шли кишки свежезарезанного барана.

Их надо было вычистить, промыть, свить туго-натуго, как веревку, и оставить подсыхать в избе. По народным приметам, струны обязательно порвутся, если при «обыгрывании» новой скрипки будет присутствовать человек, глаза которого одного цвета с глазами зарезанного барана.

За неделю мастер делал 7-9 скрипок. Дерево подбиралось для разных деталей по породам. На верхнюю деку шла ель, на нижнюю – верба, на обечайки – клен; шейка, головка, гриф выделывались из груши. Продавались скрипки на смоленском рынке.

Один из скрипачей, в детстве игравший на кустарной скрипке, купленной в Смоленске, как-то рассказывал, что «сивая краска на ней была; было всего три струны, хотя колков - четыре».

Отдельные кустари по изделию скрипок были и в других местах Смоленской области. Многие скрипачи пробовали себя в этом деле, конструируя скрипку не по расчетам, а по выкройке, снятой с уже имевшейся.

Кустарный промысел просуществовал до 30-х годов XX столетия. Кустари не смогли конкурировать с наладившимся фабричным производством инструментов, но музыканты, вспоминая старые кустарные скрипки, признают, что они звучали лучше фабричных.

Основным назначением скрипки было обслуживание свадеб. Настоящая свадьба, говорят на Смоленщине, бывает только со скрипкой.

В настоящее время свадебный обряд полностью не сохранился.  Скрипачи своей игрой сопровождали все перипетии свадьбы, начиная от заручен (сватовства) и кончая последним разъездом гостей. Они следовали с женихом и невестой в свадебном поезде, играли дорожные, встречные, застольные и другие песни.

Одна из главных обязанностей скрипача на свадьбе – следить, чтобы не затухало веселье. Если на свадьбе между сватами вдруг разгорается ссора, то скрипач тут же начинал играть «Русскую» или «Небылицы». Желая увлечь за собой партнеров и гостей, он привставал со стула и, не переставая играть, начинал энергично раскачивать скрипку из стороны в сторону и вверх-вниз, как бы дирижируя всем своим телом. Это называется «играть с подмахом».

Скрипачи играли на празднике, справляемом по окончании сева ржи. До сих пор бытуют песни, приуроченные к календарным праздникам, многие из которых исполняются в сопровождении скрипки.

На скрипке исполняли похоронный плач; когда женщина «плачет» мелодия ею точно не воспроизводится, мелодию играет скрипач. Игра скрипача на Смоленщине входила в обряд похорон и поминок. Несомненно это доказывает связь скрипичного искусства с другими языческими верованиями и ритуалами.

На танцах и посиделках обычно играл небольшой ансамбль из двух-трех скрипок и бубна, иногда присоединялись ложки. Впрочем, песни и танцы в сопровождении единственного скрипача солиста – не редкость.

В некоторых местах, несмотря на наличие других инструментов, на гуляньях и танцах играли только скрипачи. Всюду на Смоленщине на городских ярмарках можно было услышать скрипачей. Ярмарочные скрипачи были подлинными носителями народных традиций, у них учились скрипачи младшего поколения. Кроме местных скрипачей были известны странствующие музыканты. Некоторые из них совмещали свое искусство с каким-либо ремеслом. Переходя из деревни в деревню, они останавливались на некоторое время, поселялись в чьей-либо избе. Эти музыканты часто приносили новый репертуар, неизвестный до сих пор в данной местности.

И этим объяснялось наличие характерной «городской» музыки в репертуаре деревенских скрипачей в самых глухих уголках Смоленщины.

Среди странствующих скрипачей известны были и такие, которые зарабатывали на жизнь только игрой на скрипке. Их деятельность обычно была ограничена определенной территорией, в пределах которой они периодически появлялись, навещая одни и те же знакомые деревни. Скрипачи были почти в каждой деревне, в некоторых по два и более. В Монастырщинском районе в каждой деревне было не менее пяти хороших скрипачей. Нередко встречались семейные скрипичные ансамбли, состоящие из трех-пяти музыкантов. Скрипка не являлась привилегией мужчин. Встречались и женщины-скрипачки. (Например, жена скрипача-белоруса В.И. Лобуся Марья Филипповна – уроженка села Доброселье из-под Татарска Монастырщинского района).

 

  

   

   

© Смоленский областной центр народного творчества, 2024

Популярные разделы: Коллективы | Анонсы | Документы

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

Главная | Карта сайта | Обратная связь

     г. Смоленск, ул. Бакунина, д. 3
E-mail: smolzentrnt@mail.ru

Телефоны: +7 (4812) 38-55-92
+7 (4812) 38-55-03