Современные реконструкции глиняной свистульки существуют в разнообразной формах.
Ранее «Птаха» выполнялась из красножгущейся глины, что характерно для смоленской традиционной игрушки в целом. Фигурки имели небольшое туловище без орнамента и встречалась в аутентичной зооморфной форме: в образе петуха, курочки и «соловейки-кувшинчика» («мокрый» соловей).
Смоленских птах некоторые мастера заливали сосновой смолой и посыпали размельченным свинцом, а затем снова обжигали, но уже в горне и при очень высокой температуре. От этого свистулька становилась гладкой, блестящей, переливалась разными оттенками.
Для древнего города Смоленска образ птицы являлся и является символичным. Не случайно на гербе Смоленска изображена пушка с сидящей на ней птицей Феникс. Эта птица сгорала в огне вместе с городом во время лихолетий и возрождалась с ним из пепла.
Гончарное дело является одним из традиционных ремесел на Смоленщине. Возникновение керамических промыслов ведет своё начало с IV века нашей эры.
Смоленская глиняная игрушка развивалась параллельно с гончарным промыслом.
Крупные центры гончарного ремесла существовали в Демидове, Ельне, Велиже, Духовщине, Вязьме, Сычёвке. В Смоленске гончарные ряды находились у Молоховских ворот и на месте нынешней Колхозной площади.
В губернских городах Смоленщины торжки собирались два-три раза в неделю, в сёлах – чуть реже.
Гончары ходили по деревням и сёлам, торговали посудой и свистульками. Порой, спрос на свистульки был больше, чем на все остальные товары.
Глиняные поделки радовали слух, служили манками для дичи, были участниками обрядов, являлись оберегами от злых духов.
Весну закликали (гукали), свистом приветствовали прилёт первых птиц. Да и просто играли, пробуя, у кого свистулька звучит мощнее и поёт переливистее.
К Духову дню «пташками» запасался и стар, и млад. По народным поверьям, в этот день слетались на землю души умерших. Чтобы уберечь свой очаг от бед, свистом отгоняли нечистую силу.
В наше время смоленская глиняная игрушка-свистулька активно развивается. Работают мастера, сохраняющие местные художественные традиции. Их знания и навыки передаются из поколения в поколение.
Так, работы Тамары Сергеевны Старых имеют характерную для смоленских игрушек-свистулек форму и выполняются с использованием приёмов пустотелой лепки.
Традиционную технологию изготовления глиняных игрушек-свистулек соблюдает и Валентина Андреевна Козлова, которая является ученицей потомственного смоленского гончара – Семёна Борисовича Гончарова.
Известны и другие мастера, повлиявшие на становление и популяризацию глиняной свистульки.
Василий Нилович Лапин (1885 г. – 1960 г.). Родился и жил в г. Поречье (Демидовский район Смоленской области). Его отец Нил Лапин был знаменитым мастером-гончаром. Он изготавливал из глины горлачи, кувшины, двоешники, а также детские игрушки-свистульки.
В городе Сычёвке был знаменит Василий Катков (1860 г. – 1940 г.), искусно изготовлявший глиняную посуду и свистульки. Сохранились сведения, что его приглашали в Гжатский уезд для обмена опытом.
Потомственный мастер, продолжатель гончарного ремесла семи поколений Гончаровых Семён Борисович Гончаров (1931г. -1983 г.) родился в д. Малое Павлово (нынешнее название – Павлово) Ельнинского района. Он преподавал на художественном факультете Смоленского государственного университета, работал на кирпичном заводе, в мастерских художественных фондов. Ученики Семёна Борисовича и по сей день изготавливают смоленскую глиняную игрушку-свистульку по традиционной технологии.
Смоленская глиняная птаха живёт, развивается благодаря известным мастерам: Валентине Андреевне Козловой, Тамаре Сергеевне Старых, Сергею Августовичу Старых, Алле Валентиновне Багдасарьян.