РЕЕСТР (ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ) ОБЪЕКТОВ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Браное ткачество — это уникальный и древний способ ткачества, который особенно развивался в Смоленской области. Этот вид рукоделия характеризуется использованием разноцветных нитей для создания сложных узоров и орнаментов на тканях.
Сергиевская ярмарка в деревне Кузьмичи Ершичского района Смоленской области
В селе Кузьмичи Ершичского района Смоленской области, которое ведет свою историю с X века, ежегодно осенью в день памяти Преподобного Сергия Радонежского – игумена всей Земли Русской – проводились Сергиевские ярмарки. Свое имя Преподобный Сергий получил в честь мученика Сергия Римского, воина, принявшего смерть за веру Христову. Почти сразу после Крещения Руси в Кузьмичах было решено построить деревянный храм именно в честь Преподобного Сергия и Вакха. Православных храмов, посвященных этим святым, на территории России больше нет.
Эти ярмарки сто лет назад были знамениты не только в Смоленской губернии, но и в соседней Белоруссии и на Брянщине. Затем традиция проведения Сергиевской ярмарки была на долгое время утрачена,
По инициативе настоятеля прихода храма Вознесения Господня села Кузьмичи иеромонаха Ермогена (Антонова), с благословения епископа Смоленского и Вяземского Феофилакта в 2010 году было положено начало возрождению старинной традиции.
Музыкальная культура Смоленщины. Смоленская скрипка
В развитии русской музыкальной культуры инструментальная музыка Смоленщины сыграла большую роль
Любимым инструментом в сёлах Смоленского края слыла скрипка.
Она представляла и как сольный, и как ансамблевый инструмент. Музыканты деревни нередко по праздникам собирались в большой единый ансамбль. Об этой традиции, например, писалось в «Харьковских губернских ведомостях» 11 сентября 1889 года: «Велика … любовь смоленских крестьян к музыке; здесь нет, можно сказать, ни одной деревни, где бы не было одного или двух музыкантов, пиликающих на скрипке и готовых… из любви к искусству целый день работать на своем инструменте на потеху и утешение честной компании. На деревенских гулянках таких скрипачей и свирельщиков бывает обыкновенно по несколько человек, играющих довольно согласно несложные русские мотивы. Благодаря этой любви к музыке, создалось в губернии за последнее время скрипичное производство как кустарный промысел. Кроме скрипок, в губернии приготовляют также свирели – деревянные трубочки, музыка которых отличается приятным тембром».
Народный костюм Ершичского района (ранее Ершичской волости Рославльского уезда Смоленской губернии) имеет свои локальные особенности. В силу географических и исторических факторов Ершичский район – один из самых «богатых» по сохраненности народного костюма в аутентичной среде среди других этнокультурных зон Смоленщины. Причиной «богатства» этнографического материала стала отдаленность края от городов и бедность народа, не позволявшая потреблять промышленные товары. Натуральное традиционное хозяйствование обусловило то, что технология и внешний вид народного (крестьянского) костюма сохранили консерватизм патриархальной первоосновы, традиционные приемы ткачества и декорирования. Основным компонентом, образующим комплекс крестьянской одежды Ершичского района является «андарак», но который по своему виду не похож на носимые юбки-андараки крестьянами других губерний (Орловской, Брянской, Рязанской и др.).
Обрядовый общедеревенский праздник «Свеча» деревни Лужная Ершичского района Смоленской области
Обрядовый праздник «Свеча», уникален тем, что уходит своими корнями в языческую Русь. Он был еще достаточно распространен даже в конце ХIХ века в северных и центральных губерниях Европейской России.
Музыкальное искусство пастухов-рожечников выросло из недр народного творчества и было явлением почвенным. Музыканты, не знающие нот крестьяне, простые пастухи, на примитивных, в сущности, инструментах достигали поразительного мастерства.
Смоленский рожок – это самодельный народный музыкальный инструмент Он состоял из трех частей: резонатора, сделанного из бычьего рога, деревянной трубочки с пятью голосовыми отверстиями и трости – пищика из тростника. Его еще называли жалейкой. Отличался мелодичной задушевной игрой. Исстари рожок пленял сердце русского человека, вызывал в нем и радость, и светлую грусть. Пастухи славились своей искусной игрой на рожках. Чаще всего они играли на рожке в одиночку, когда пасли скот. А бывало собирались, по их выражению, «поиграть вместях». Сойдутся трое-четверо, разучат на слух народные песни, и тогда они – самые желанные на праздниках, на свадьбах и гулянках.
Нередко рожок применялся и при хоровом пении, придавая ему особый деревенский колорит.
«Смоленский рожок» - это выражение, как известно, в старину нередко применялось и к человеку – смолянину, конечно, в приветливо-дружеском смысле.
Смоленский рожок введен в состав инструментов государственного русского народного оркестра имени Осипова.
Вышивка «цветная перевить» - особый вид строчевой вышивки, выполняемой цветными нитками.
Вышивание «цветной перевитью» распространено в основном в Среднерусской полосе, в областях Калужской, Рязанской, Смоленской и Тульской.
Эта вышивка относится к ажурным счётным швам. Выполняется по сетке, т.е. по продёрнутому полотну в двух направлениях: по утку и по основе. Для образования сетки выдёргиваются две нити и оставляются три.
Глиняная игрушка-свистулька «Смоленская птаха»
Современные реконструкции глиняной свистульки существуют в разнообразной формах.
Ранее «Птаха» выполнялась из красножгущейся глины, что характерно для смоленской традиционной игрушки в целом. Фигурки имели небольшое туловище без орнамента и встречалась в аутентичной зооморфной форме: в образе петуха, курочки и «соловейки-кувшинчика» («мокрый» соловей).
Смоленских птах некоторые мастера заливали сосновой смолой и посыпали размельченным свинцом, а затем снова обжигали, но уже в горне и при очень высокой температуре. От этого свистулька становилась гладкой, блестящей, переливалась разными оттенками.
Для древнего города Смоленска образ птицы являлся и является символичным. Не случайно на гербе Смоленска изображена пушка с сидящей на ней птицей Феникс. Эта птица сгорала в огне вместе с городом во время лихолетий и возрождалась с ним из пепла.
Традиция игры на гармони семьи Сорочúнских
На границе между Смоленской и Тверской областями, в деревнях Добрино, Колпиты и Котово распространена особая традиция исполнения песенных и плясовых наигрышей на гармони.
Носителем традиции - Михаилом Леонидовичем Сорочинским показана простая игра (в отношении сохранения особенностей старинной игры – «как раньше играли»). Этот гармонист владеет мастерством самого разнообразного инструментального воплощения песенных наигрышей и народно-танцевальных образов.
Выразительность и самобытность переборов сольных песенных наигрышей связана с местным песенным и хореографическим искусством.
В приемах мелодического развития, в выразительной смене штрихов наигрышей ощущается преемственность инструментально-мелодической орнаментации от пастушеских «разливов» и речитативно-распевных трубных «сигналов». «Распевность» и «речитативность» придают инструментальным произведениям большую рельефность формы, и эти приемы оправданы.
По словам гармониста (Михаила Леонидовича Сорочинского):
«Учился больше от дядьки Петра Кузьмича и отца Леонида Кузьмича, да своя охота была».
«Как у нас играли, так и играю: «Завидовку», «Цыганочку», «Барыню», «Кокетку», «Частую» играли – идут да припевают, а ещё «Расходная» была, когда с вечяринки шли».
Традиции плетения и ткачества поясов на Смоленщине
«Талалуй» - это название традиционного блюда из картофеля, простой состав и доступность ингредиентов сделали его одним из основных блюд ежедневного рациона крестьян, проживавших в Смоленской губернии.
Песенная традиция деревни Нижние Луги Демидовского района Смоленской области
Анализ песенной традиции деревни Нижние Луги представлен в данной работе на основе материалов фольклорных экспедиций Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории 1964, 1997 годов, записей С.В. Пьянковой (1969 год) и изданий РАМ им. Гнесиных.