24.04.2020
Вся пасхальная неделя в народной культуре была праздничной, на протяжении этого периода крестьяне не работали, и это время заполнялось различными игровыми действиями и гуляниями на открытом пространстве.
Cреди смоленских этнографических записей массовый характер имеют сообщения об играх с яйцами (катания, «битки»). В старину эти игры являлись по преимуществу привилегией мужчин. Они делали лотки из дерева, клали на землю и запускали по ним крашеные яйца. Если яйцо задевало другое, лежащее на земле — то забирали оба яйца, а если ни до чего не дотронулось — то оставалось лежать. Молодёжь и мужчины играли в лапту, горелки и другие игры.
Пасхальные гуляния включали в себя катание на качелях («релях», «арелях», «гутярелях»), которое было не только формой развлечения, но и одной из ритуальных практик весеннего сезона смоленского календаря. Чаще всего качели ставили ранней весной, а в некоторых сёлах установка качелей была приурочена к Пасхе. На них «колыхались» не только дети и молодёжь, но и взрослые, и при этом пели тропарь «Христос воскресе».
Пасхальный период открывал собой время весенних игр молодёжи, начинали водить хороводы. В северных и северо-западных селах Смоленщины на пасхальной неделе, наряду с хороводными гуляниями, могли возобновляться молодёжные вечеринки. Хороводы и вечеринки отличались по времени и месту проведения: хороводы водили днём на улице, а вечеринки устраивали вечером и ночью в откупленных избах.
Источник: Смоленский музыкально-этнографический сборник. Том 1. Календарные обряды и песни. Москва, 2003.