07.05.2016
«1905 год, Ростов-на-Дону. Показывали картины: «Прибой в Тихом океане»,
«Подходящий поезд», «Муха», «Точильщик».
Сеанс окончен. Я вышел на улицу опьяненный.
То, что я видел, поразило меня, пленило, лишило равновесия.
О кинематографе говорил весь город…»
А. А. Ханжонков
4 мая 2016 года в Смоленском областном центре народного творчества прошел киночас, посвященный 120-летию со дня первого кинопоказа в России. Гости мероприятия смогли узнать историю становления российского кинематографа на начальном этапе, окунуться в жизни пионеров кинематографии, посмотреть фрагменты первых фильмов.
Первый киносеанс в России состоялся 4 мая 1896 года в Санкт-Петербурге в летнем увеселительном саду «Аквариум» на Каменностровском проспекте. Этот сеанс не был организован специально, десятиминутную подборку фильмов братьев Люмьер продемонстрировали публике в антракте музыкального спектакля. Сохранились свидетельства о том, что это были короткие документальные фильмы, которые уже имели успех в Европе: «Выход рабочих с завода», «Разрушение стены» и знаменитое «Прибытие поезда». Публика была в восторге!
С 1900 года российское кино стало бурно развиваться и пользоваться популярностью. Один из пионеров русского кинематографа – >Александр Алексеевич Ханжонков – предприниматель, организатор кинопромышленности, продюсер, режиссёр, сценарист. На счету киноателье Ханжонкова множество важнейших достижений в развитии российского кино. «Были же и другие известные киноателье и другие люди», – скажите Вы. Да, но среди других русских кинопредпринимателей Ханжонков выгодно отличается любовью к делу, знанием кинематографии, заботой о её развитии.
В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», поставленный Ханжонковым совместно с Гончаровым.
Приведем воспоминания А. Ханжонкова с первого показа фильма «Оборона Севастополя» при царе:
«Экран осветился надписью «Оборона Севастополя», я чувствовал себя очень взволнованным: вот сейчас перед всеми этими зрителями должны будут пройти, одна за другой, все сцены; каждая из них имеет те или иные недостатки. Эти недостатки я уже десятки раз видел на рабочих просмотрах и уже не мог ни вырезать, ни исправить.
Больше всего меня смущали батальные сцены. Их не удалось сделать приличными... Вот подходит «главный штурм союзниками Малахова кургана». Сколько было хлопот и опасений, чтобы предотвратить случайные поранения при штыковых ударах! Какие строгие наказы были даны, чтобы нигде по бастионам не появлялись солдаты в современной форме. А на экране получилась огромная, заполнившая весь ров, толпа солдат, бегущих почти без потерь на аппарат, под непрерывные залпы защитников вала... Я вздохнул облегченно лишь тогда, когда дым от бездымного пороха, не заметный на глаз, но четко отражающийся на пленке, начал застилать и атакующих и защищающихся».
В 1912 году была выпущена первая российская мультипликационная картина в 230 метров длиною под названием «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Картина заставила всех видевших ее не только восторгаться, но и задуматься над способами ее постановки, так как все роли в ней были исполнены жуками. Это был первый образец неизвестной еще тогда ни у нас в России, ни за границей объемной мультипликации, создателем которой являлся соратник А. Ханжонкова – Владислав Старевич. Снимались не рисунки, а миниатюрные фигурки – искусственные жуки, сделанные с восхитительным правдоподобием. Для каждого кадра жукам надо было придать особое положение, а иногда даже и выражение. Наилучшим доказательством успеха является продажа «Прекрасной Люканиды...» не только на европейский, но и на американский рынок.
Посмотрите эти фильмы, прочтите книгу А.А. Ханжонкова «Первые годы русской кинопромышленности» и восхититесь: «Это же было 120 лет назад!»